В драматургии есть такой принцип, такое правило, что в конце каждой драмы главный герой (т.е. по сути, тот с кем себя и ассоциирует зритель), должен совершить то, чего ранее (в начале фильма, книги, произведения) не совершал.
А, что если это свершение, совершение действа - есть не что не материальное, не видимо без бинокля, и даже с ним.
Что если это есть мысление, мысли главного героя.
Изменение их коренным образом, изменение и самого принципа мышления ... кардинально.
То, что раньше было бы табу, недопустимо не мыслимо и представлялось лишь крайним гипотетическим исходом событий, лишь в самом худшем (для гг) образе, варианте.
И, что по сути теперь делает его (гг) совсем другой личностью, другим человеком.
Но, опять же не сразу, а постепенно... постепенно сделает по ходу событий (уже других), просто по ходу самого времени.
И, это может быть не в туже секунду, но определённо неотвратимо будет.
И, он (гг) это прекрасно осознаёт и ощущает, словно это уже произошло...
И, "дар" и проклятие осознанности и мышление - понимать и осознавать события, причины и следствия, равно как и их последствия.
Понимание устройства мира и процессов внутри - и, это не магия, не волшебство, и не какие-либо провидения.... это лишь осознанность и логика, не больше... пресловутое и "троепроклятое" аналитическое мышление....
Когда написано:
[2018-01-15 01:21:46]
-
[2018-01-15 01:32:44]
2363
Этот веб-сайт использует куки для улучшения пользовательского опыта, аутентификации и расширенного функционала. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie в соответствии с нашей Политикой в отношении файлов cookie и обработки персональных данных.